Екатерининский дворец и янтарная комната в пушкине

Янтарная комната в немецких руках

Прибыв в Кенигсберг, драгоценный шедевр был назван «достоянием немецкой нации». Творение находилось там до 1944, пока Советские солдаты не зашли в Восточную Пруссию.

В конце лета 1944 года, во время авиационных обстрелов, помещение, в котором находилась упакованная в бумаге и вате комната, было разрушено и сожжено. Но на этом история шедевра, как оказалось, не заканчивается.

Когда Кенигсберг был взят, профессору-искусствоведу Александру Яковлевичу Брюсову поручили отыскать ценности, украденные немцами за период долгой войны. Брюсов был археологом, но, как и где искать пропажу, не имел ни малейшего представления.

Спустя некоторое время, к Брюсову явился немецкий специалист по янтарю – Альфред Роде. Он нанялся к Советскому профессору на работу, а позже показал ему бункер, в котором хранились некоторые российские драгоценности.

Также Роде заявил, что Янтарная комната сгорела до тла, и для большей убедительности показал несколько обгоревших, полностью разрушенных огнем плиток. Брюсов зафиксировал этот факт, составив акт о полном истреблении Янтарного творения.

Алмаз — магические и целебные свойства, характеристика камня

Проклятие Янтарной комнаты

Янтарная комната — это не только произведение искусства, но и весьма мистический объект. Понятно, что в деле ее загадочного исчезновения не обошлось без мистики. Так, существует легенда, что все, кто когда-либо пытался найти ее или пролить хоть немного света на то, где она находится, погибал при странных обстоятельствах. Возможно, ее корни лежат в загадочной гибели искусствоведа Роде, который сначала заявлял о потере памяти и выдвигал прямо противоположные версии о нахождении Янтарной комнаты, а однажды и вовсе был найден мертвым в своей квартире. Официальной версией смерти стало самоубийство, однако теперь уже никто никогда не скажет, правда ли Роде терял память или же сознательно пытался запутать поиски.

У поисков Янтарной комнаты есть и еще одна жертва — советский майор Иван Курица, который загадочно погиб в Кенигсберге, когда пытался расследовать обстоятельства таинственной пропажи. Он ехал на встречу с человеком, который должен был рассказать о том, где находится предмет поисков, но кто-то натянул на дороге проволоку, и майору отрезало голову. Позже заговорили и о смерти агента, с которым была назначена встреча.

Немец Георг Штайн искал утраченное достояние больше двух десятилетий. Время от времени он получал письма с угрозами и настоятельными просьбами не лезть в это дело и прекратить поиски. В конце 80-х у него в руках оказались сенсационные сведения по этому вопросу, которые он захотел обнародовать на специально для этого собранной пресс-конференции. Незадолго до этого он сообщил своему другу, что искать Янтарную комнату в Европе -пустая трата времени, так как она давно на территории США. Однако конференции не суждено было состояться — Штайн, как и многие из тех, кто приближался к разгадке слишком близко, погиб. Официальная версия гласит, что он совершил самоубийство, зарезав сам себя. Конечно, в это мало кто поверил.

В 1992 году СМИ сообщили о гибели российского военнослужащего Юрия Гусева. Говорилось, что он погиб в автомобильной аварии. Мистика состоит в том, что буквально за пару дней до своей смерти он в беседе с журналистами обмолвился, что знает, где находится Янтарная комната, но говорить этого не будет, так как опасается за свою жизнь.

Никто не знает, кто стоит за гибелью всех этих людей. Но совершенно ясно, что это не случайности и погибшие так или иначе владели информацией, которая могла бы пролить свет на одну их самых больших загадок XX века и Второй мировой войны.

История создания и попадания в Россию

Идея грандиозного проекта принадлежит Андреасу Шлютеру, занимавшему в начале XVIII века в должность главного зодчего королевского двора Пруссии. Именно он решил попытаться оформить дворцовые помещения янтарем, который никогда ранее не рассматривался в качестве отделочного материала.

Прусский правитель Фридрих Вильгельм захотел создать кабинет, стены которого были бы отделаны янтарем, в своем замке, однако эта идея не была воплощена в жизнь — монарх умер. А его преемник Фридрих Вильгельм I остался не в восторге от этой затеи, поэтому все элементы шедевра были перевезены в Берлин. Творение гениальных прусских мастеров так и осталось бы лежать на одном из многочисленных оружейных складов и было бы забыто, если бы о нем не узнал император Петр I, который загорелся идеей получить такой кабинет для себя.

Желание Петра довольно скоро исполнилось — в 1716 году Фридрих Вильгельм I подарил ему Янтарную комнату. Никто не знает, почему деталей кабинета не хватило, однако при жизни Петра Янтарная комната так и не была установлена. Роскошные панно долгое время пылились в покоях Летнего дворца, пока его дочь Елизавета Петровна не решила оформить ими одно их помещений Зимнего дворца. Нехватка янтарных составляющих была восполнена зеркалами и росписью. Однако размещена комната была не в Зимнем дворце, а в Царском селе.

Площадь комнаты составляла примерно сто квадратов. Помимо янтаря, зеркал и росписи, помещение было декорировано мозаикой из настоящего мрамора. В середине XVIII века, когда уже никто этого не ожидал, внезапно обнаружились недостающие детали декора, и Елизавета получила четвертое панно янтарного кабинета. В результате Янтарная комната наконец-то была собрана и стала использоваться для дипломатических встреч.

В окончательном виде комната предстала уже при Екатерине Великой, которая немного изменила ее отделку. Она стала настоящим достоянием императорского двора, сюда стремились попасть и выдающиеся европейцы. В течение всего своего существования этот дизайнерский шедевр реставрировался пять раз. Очередные восстановительные работы были назначены на трагический 1941 год.

Янтарная комната

Первоначально Янтарная комната возводилась в Германии, и автором её стал немецкий архитектор Шлютер. Помещение, полностью отделанное янтарём, проектировалось для королевского дворца Германии. Янтарных залежей в немецких землях было предостаточно, и в коллекции германских королей значились не только самородки, но и готовые изделия, среди которых было несколько зеркал в янтарных рамах. Но ни во дворце, ни в замке Шарлоттенбург, где строился подобный кабинет, «янтарная» идея не прижилась. Работы были свёрнуты, а интерьеры разобрали и увезли на хранение.

Начало российского пути

Неизвестно, сколько бы пришлось авторским деталям из роскошного камня томиться не у дел, если бы о янтарном эксклюзиве не узнал царь Пётр. Император загорелся желанием получить удивительные интерьеры для сооружений Петербурга, и вскоре прусский король преподнёс Петру янтарную комнату в качестве международного презента. Подарок до Санкт-Петербурга из Германии везли два десятка телег. По прибытии оказалось, что многих частей не хватает и процесс застопорился. Петру так и не удалось при жизни увидеть кабинет в собранном виде. Он хранился в загородном имении, пока про дарованный немцами янтарь не вспомнила его дочь Елизавета.

Императрица решила украсить янтарным декором одно из помещений Зимнего дворца, чем и занялся Бартоломео Растрелли. Отсутствующие детали были заменены в интерьере другими элементами, а комната стала служить местом для праздничных приёмов. Позднее Янтарная комната была перенесена в Большой Царскосельский дворец, где реконструировалась и дополнялась экспонатами ещё в течение нескольких десятилетий.

Итог многолетнего труда не прошёл даром. Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского села называли «восьмым чудом света». Сочетание тёмного и светлого янтаря позволило добиться объёмного звучания декора. Центральный ярус Янтарной комнаты состоял из восьми панно, в половину из которых были вставлены цветные картины флорентийской мозаики. Каждая из них имела своё название. Комнату украшали комоды ручной работы, янтарный столик, зеркальные пилястры. Тёплый, солнечный янтарь в сочетании с искусственным освещением, изумительной резьбой и позолотой, производил неизгладимое впечатление.

Тайна исчезновения

За время своего существования в Янтарной комнате несколько раз проводились реставрационные работы. Янтарь — хрупкий камень, подверженный негативному внешнему воздействию, склонный к пересыханию и растрескиванию. Именно поэтому в годы Второй мировой войны, когда немцы подошли к Ленинграду, янтарные стены не стали разбирать и эвакуировать Комнату лишь бережно закрыли упаковочными материалами и оставили на месте.

Когда в Пушкин вошли оккупанты, то первым делом они разобрали и вывезли из Екатерининского дворца Янтарную комнату. Ценный трофей установили в музее Кёнигсберга, в книге которого была зафиксирована дарственная надпись. Но радоваться немцам пришлось недолго — наступление советских войск заставило очередной раз разобрать мировой шедевр. С тех пор Янтарную комнату больше не видел никто. Она тщетно разыскивалась по всей Пруссии и близлежащим странам. Существует большое количество домыслов и легенд, согласно которым следы ценной реликвии всплывают то тут, то там, но тайна так и остаётся тайной.

Воссоздание

С конца 60-х гг. в СССР около двадцати лет существовала комиссия по розыску Янтарной комнаты. После многолетних безуспешных поисков советское правительство вынесло распоряжение своими силами восстановить историческую ценность. При дворце была открыта янтарная мастерская, где по имеющимся эскизам мастера создавали вновь драгоценный интерьер. За 13 лет Янтарная комната была восстановлена почти наполовину. Приятным сюрпризом на рубеже веков стало то, что нашлись некоторые фрагменты реликвии — часть флорентийской мозаики и янтарный комод. Полностью работы были завершены в 2003 году. Янтарная комната вновь ожила в преддверии празднования 300-летия Петербурга.

Увидеть величие и роскошь Янтарной комнаты Екатерининского дворца Пушкина, а также других залов резиденции, даст возможность самостоятельная или организованная экскурсия в Царское село. 

Если вас интересует история всей Северной столицы – рекомендуем ознакомиться с разделом экскурсий по Санкт-Петербургу у нас на сайте. Приобретая экскурсию на сайте онлайн, вы сэкономите свои средства и обеспечите полноценный тур с насыщенной программой.

Исчезновение, поиски и воссоздание

Самая распространенная версия состоит в том, что Янтарная комната пострадала при бомбардировках и пожаре. Звучит логично: замок действительно бомбила британская авиация, а янтарь при высокой температуре плавится.

Возможно, что экспонат и правда погиб в огне. Но многие сомневаются. По сей день появляются и другие версии разной степени проработанности и вероятности быть достоверными.

Одна из них, например, рассказывает, что панели были сложены в ящики и под видом немецких музейных трофеев переправлены в ФРГ в уплату долга Советского Союза перед США. Причем случилось это по ошибке. Другие предположения сосредоточены на конкретных местах, где Янтарная комната может быть. Таких предположений насчитывается огромное количество. Фигурируют шахты, тайники, пещеры, секретные лазы, подвалы, частные коллекции, коллекторы и прочее и прочее и прочее. Много мест было обследовано. Пока — ничего. Основные версии сосредоточены в районе Калининграда, Польши и, конечно, Германии.

Если Янтарная комната еще цела на сегодняшний день, не известно, продолжает ли она находиться в Германии, или же хранится где-то за океаном. Ничего нельзя предположить и о целостности янтаря, ведь в условиях излишней влажности и тепла хрупкий камень мог необратимо пострадать.

Янтарную комнату, конечно же, искали, но мало кому удалось продвинуться в поисках. Зато несколько человек распрощались с жизнью. Среди них – фермер Георг Штайн. Уроженец Кенигсберга во время войны был солдатом вермахта и видел Янтарную комнату в замке. Свою жизнь в мирное время он целиком посвятил поиску комнаты и, говорят, даже достиг определенных успехов.

Вот только обнародовать полученную информацию не успел и погиб при странных обстоятельствах. Его тело со вспоротым животом нашли в лесу неподалеку от дома, в котором он на тот момент остановился. Орудие лежало рядом, это был большой нож.

Официальная версия – самоубийство, но друзья Георга в нее не верят, и имеют право: во-первых, нож не был принесен из жилища Штайна, а во-вторых, было известно, что мужчина получал письма с требованием прекратить поиски Янтарной комнаты.

Известна также судьба майора госбезопасности Ивана Курицы. В 1945 году он занимался расследованием судьбы комнаты и погиб по пути на встречу со свидетелем: ехал на мотоцикле по дороге, через которую была натянута проволока. Майору срезало голову.

В это же время самого свидетеля нашли у себя дома задушенным. Слишком много совпадений, причем таких, про которые вы, увидев их в кинофильме, сказали бы «ну так не бывает!»

Но не все истории столь трагичны. В 1997 году в Германии была обнаружена флорентийская мозаика «Осязание и обоняние», которая была частью оригинального творения и вырезана из панели немецким солдатом ещё в 1941 году. Потомок того солдата решил продать картину и был задержан.

Теперь она хранится в запасниках Царского села, а для глаз публики выставляется копия.

Тогда же, в 90-х, при похожих обстоятельствах был обнаружен янтарный комод: его пытались инкогнито реализовать на аукционе, но искусствоведы опознали предмет интерьера по фотографиям. Комод также успешно вернулся в Россию.

На сегодняшний день мозаика и комод остаются единственными найденными деталями оригинальной Янтарной комнаты. Правда, держатся в запасниках, а то, что вам предстоит увидеть в зале, является копией.

Как, впрочем, и все, что представлено в пушкинском Екатерининском дворце сегодня. Это копия. Очень хорошая копия, столь точно и кропотливо собранная, что без сомнений сама по себе заслуживает внимания.

Решение о воссоздании Янтарной комнаты было принято в 1979 году, работы начались почти сразу и завершились лишь в 2003 году, к трехсотлетию Петербурга.

Да, больше двадцати лет активных работ потребовало воссоздание шедевра. И шесть тонн янтаря.

Зато в точности можно не сомневаться: исторические снимки, а затем и найденная мозаика подтверждают, что размеры были высчитаны до миллиметра, а значит сегодня мы можем посетить точно такую же Янтарную комнату, в которой принимала гостей Екатерина II и все последующие императоры.

Фото интерьеров Янтарной комнаты предоставлены ГМЗ «Царское Село»

Утрата Янтарной комнаты

Когда началась Великая Отечественная
война, все ценные вещи из дворца были срочно вывезены в Новосибирск. К
сожалению, это не коснулось Янтарной комнаты. Ее отделку и предметы интерьера
посчитали слишком хрупкими для перевозки (что не помешало немцам похитить
ценности). Поэтому кабинет был просто законсервирован. Его панно покрыли
бумагой, ватой, марлей и деревянными панелями для защиты от взрывов.

Захватив Царское село, немцы ворвались в
Екатерининский дворец и демонтировали все содержимое Янтарного кабинета. На это
у них ушло 2 дня. Панно и предметы интерьера были отправлены в Кёнигсберг и
установлены там в королевском замке. Выбранное для отделки помещение было
меньше Янтарной комнаты в России, поэтому некоторые компоненты хранились
отдельно.

Коллекция находилась в королевском дворце
с 1942 года по 1944. Затем она была разобрана и вывезена прямо перед
наступлением советских войск. В настоящее время местонахождение подлинной
коллекции неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она до сих пор
хранится в пещерах возле Дрездена или в туннелях в Польше.

Из оригинальных компонентов кабинета в
Россию вернулись только янтарный комод и флорентийская мозаика. Эти элементы
были украдены немецким офицером во время вывоза ценностей из Екатерининского дворца.

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец (до 1910 года назывался Большой Царскосельский дворец) — центр композиции ансамбля «Царское Село». Выполнен в стиле барокко архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, его фасады декорированы барельефами, лепниной и позолоченными элементами.

Внутреннее убранство также поражает своим великолепием. Планировка залов была для того времени новшеством — одна комната переходила в другую по всей протяженности здания, образовывая знаменитую Парадную (Золотую) анфиладу.

Чтобы попасть в Екатерининский дворец надо сначала купить билет в Екатерининский парк, отстояв чаще всего длинную очередь. С 20 октября вход в парк бесплатный.

Даже в будни, в любое время года, скорее всего будет очередь, чтобы зайти во дворец. В теплый сезон,а также в праздники и каникулы очереди могут быть очень длинными. Большое количество китайцев, посещающих Екатерининский дворец, значительно увеличивает сроки ожидания. Надо быть морально и физически готовым, чтобы отстоять на жаре или на морозе очередь.

Лучшее время посещения Екатерининского дворца — зимой в будни, после обеда. Тут будет меньше всего очередей. Летом сюда лучше приезжать только для прогулок по парку.

Кассы находятся в фойе дворца. Верхнюю одежду, рюкзаки, большие сумки надо сдавать в гардероб.

Перед началом осмотра, после прохождения билетного контроля, надо надеть выданные бахилы и наушники с передатчиком. Посетителей делят на группы примерно в 20 человек, каждой группе выделяется гид. Гид проводит экскурсию, чтобы его рассказ слышали все для этого и нужны наушники.

Вся экскурсия по дворцу длится не более часа. Не все залы открыты для просмотра, часть из них на реконструкции, часть до сих пор не восстановлена.

Во дворец приезжают огромные потоки туристов со всего света, много детских экскурсий. Чтобы не случилось людского столпотворения, гиды ведут свои группы по кругу, друг за другом, переходя из-за зала в зала по очереди.

Янтарная комната

Самое продолжительное время отводится на знаменитую Янтарную комнату — главную реликвию Екатерининского дворца, бесследно исчезнувшую в годы войны и восстановленную по немногочисленным изображениям и фотографиям. Янтарная комната — это подвиг русских реставраторов, которые на протяжение 23 лет восстанавливали ее точную копию из калининградского янтаря.

Янтарная комната

Фотографировать здесь запрещено, за этим смотрят гиды и смотрители зала. Музей называет две причины почему нельзя фотографировать в Янтарной комнате: изменение цвета янтаря из-за его светочувствительности и замедление потока туристов, если разрешить съемку.

Парадная лестница

Осмотр дворца начинается с Парадной лестницы. Поднявшись по белой мраморной лестнице посетители попадают в Большой зал — самое большое и прекрасное помещение дворца.

Парадная лестница

Большой зал

Большой зал

Среди залов доступных для посетителей — потрясающе красивый Большой зал или Светлая галерея. Здесь проводились торжественные мероприятия, балы, маскарады и пиры.

Зал кажется огромным и очень светлым из-за двух ярусов окон с двух сторон и зеркал, расположенных между ними. Площадь зала 840 квадратных метров, длина — 47 метров, ширина 17 метров. Большой зал Екатерининского дворца поражает и восхищает своей красотой и роскошью.

Золотая анфилада

Золотая или Парадная анфилада Екатерининского дворца — это ряд следующих друг за другом залов, протянувшихся во всю длину здания (около 300 метров). Дверные пролеты залов богато украшены золоченой резьбой, поэтому анфиладу назвали Золотой. Она кажется бесконечной, уходящей вдаль.

Где находится Янтарная комната?

  • Янтарная комната находится в Екатерининском дворце ГМЗ «Цраское Село» в Пушкине.
  • Расположена на 2-м этаже.

Как попасть самостоятельно?

В неё можно пройти из Портретного зала на 2-м этаже, поднявшись по Парадной лестнице, пройдя Выставочные комнаты, Большой зал, Антикамеры, Арабесковый зал, Кавалерскую столовую, Лионский зал, Белую парадную столовую, Малиновую и Зелёную столбовые.

Далее следует Портретный зал – из него попадаете в Янтарную комнату, которую заслуженно называют жемчужиной Екатерининского дворца и 8-м чудом света.

Как посетить без очереди?

  • Без очереди попасть в знаменитую Янтарную комнату в ГМЗ «Царское Село» можно с экскурсией.
  • Сегодня многие туроператоры устраивают экскурсии из Санкт-Петербурга в Екатерининский дворец с посещением Янтарной комнаты.

История основания Екатерининского дворца

Усадьба проектировалась как летняя резиденция супруги Петра I — Екатерины. Строительство продолжалось в течение 7 лет и в 1724 году состоялось торжественное праздничное открытие. Изначально новые хоромы царицы были весьма скромны и ничем не выделялись из ряда других аналогичных архитектурных сооружений. В своём «скромном» виде особняк простоял около 20 лет, пока на трон не взошла дочь Петра — Елизавета.

Императрица активно взялась за перестройку дворца, поручив мероприятие известным русским архитекторам. Сменяя друг друга, зодчие пытались довести царские палаты до того образа, который желала видеть Елизавета. Тем не менее результат работ не особо удовлетворил императрицу, которая по-прежнему считала здание скромным и несовременным. Тогда в 1752 году она пригласила вести реконструкцию известного заграничного мастера Бартоломео Растрелли.

Работа итальянца, тяготевшего к роскоши и золотым элементам, пришлась как нельзя кстати. Поощряемый императрицей, Растрелли довёл размах дворцового строительства до нешуточных по тем временам масштабов. Одного золота на декор и украшения внешних фасадов было потрачено более ста килограммов. Четыре года Растрелли перестраивал в стиле позднего барокко царские палаты и окультуривал ландшафтную зону вокруг них. Потраченные Елизаветой деньги, подкрепившие авторские задумки архитектора, дали свои плоды. В день презентации новой резиденции приглашённые были просто ошеломлены величием и роскошью нового дворца. Перед гостями предстал особняк длиною более 300 метров в длину, сияющий небесной голубизной стен и золотой отделкой деталей. Дворец окружал роскошный парк с идеальной планировкой ландшафта.

После смерти Елизаветы её более экономная сноха пыталась выполнить завещание предшественницы и позолотить парковые скульптуры. Узнав о стоимости проекта, Екатерина свернула отделочные работы почти в самом начале процесса. Все годы своего правления и пребывания в имении Екатерина II пыталась адаптировать роскошные территории дворцово-паркового ансамбля к реальной жизни. Поминая расточительство свекрови, она старалась упростить внешний антураж Большого Царскосельского.

Большой Екатерининский дворец

Идея создать Янтарную комнату принадлежала прусскому королю Фридриху Первому. Со смертью Фридриха работы по созданию уникального интерьера были прекращены. Его сын Фридрих Вильгельм преподнес янтарные панно для устройства кабинета Петру Первому. Подаренный кабинет не был закончен, поэтому его выставили в разобранном виде в Людских палатах Летнего сада.

 

Несколько десятилетий панно были не востребованы, восстановлением комнаты занялась Елизавета Петровна. Она решила создать Янтарную комнату в одном из интерьеров Зимнего дворца. В стенах, покрытых янтарем, проводились приемы.

Архитектор Растрелли по приказу Елизаветы Петровны перенес Янтарную комнату из Петербурга в Царское село. Зал, куда решили перенести комнату, по размерам был гораздо больше прежнего кабинета. Растрелли разместил драгоценные панели симметрично, добавив декоративные элементы и золоченую резьбу. Некоторые участки стен были украшены росписью, имитирующей янтарь.

При императрице Екатерине Великой решено было заменить росписи настоящими панелями из янтаря.

Материал, чувствительный к перепадам температур и капризам северного климата, требовал постоянной реконструкции. В 19 веке работы проводились несколько раз, в 20 – глобальная реконструкция была намечена на 1941 год, но планам помешала война. В 1941 году началась эвакуация ценностей из музеев пригородов Ленинграда, транспортировать Янтарную комнату не решились и закрыли стены ватой, марлей и деревом.

Начиная с окончания Великой Отечественной Войны, комнату искали сотрудники спецслужб, ученые, военные, политики, представители культуры, поиски не увенчались успехом.

Было решено воссоздать искусные интерьеры, работы начались в 1983 году. В 2000 году в Германии были найдены предметы убранства подлинной комнаты: комод и мозаика «Осязание и Обоняние».

Архитектура

Величественный объём Екатерининского дворца виден издалека и очень впечатляет. Помимо всего прочего, симметричная осевая система накладных портиков фасада сооружения соответствует основным пространственным координатам плана парка.

Архитектор

Архитектурный стиль Царскосельского дворца характеризуется как «елизаветинское барокко», ярчайшим представителем которого был гениальный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. Его другим великим творением является Большой Петергофский дворец. В том же повествовании можно подробно узнать о жизни и творчестве гениального зодчего. 

Памятник-бюст Растрелли

Бюст Франческо Бартоломео Растрелли был создан по инициативе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Памятник расположен рядом с Екатерининским дворцом, построенным зодчим.

Скульптор Мария Литовченко выполнила скульптуру в традициях парадных портретов XVIII века. Иконографическим материалом послужил живописный портрет Ф. Б. Растрелли из фондов музея. Его написал ранцузский художник П. Ротари в 1750-х годах.

  • Высота бюста — 1,2 м, высота постамента — 2,5 м.
  • Материалы: бронза — бюст, картуш; гранит красный, полированный — постамент.

Надписи и подписи

Подписи: на бюсте с тыльной стороны факсимиле подписи: «Литовченко / 1991 г.»

Надписи: на бюсте с тыльной стороны: «Царское Село»; на постаменте с лицевой стороны в картуше литыми знаками:

Бюст был отлит из бронзы на заводе «Монументскульптура» и открыт 22 ноября 1991 года.

Янтарная комната.

    Особое место в искусстве занимает знаменитая Янтарная комната. Это шедевр янтарной мозаики, которая находилась до войны в Екатерининском дворце-музее под Санкт-Петербургом.

   Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

   Решение о восстановлении Янтарной комнаты было принято Советом Министров РСФСР в конце 1970-х годов. Восстановительные работы начались в 1983 году под руководством Александра Журавлева, привлечено к этим работам было 40 специалистов, и к ноябрю 1996 года, в условиях крайне нерегулярного финансирования, было выполнено около 40% объемов работ. За это время было потрачено чуть более 7 млн долларов из федерального бюджета.

   6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «РургазАГ» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

   29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, — флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками, и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

    В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Обоняние и осязание».

   Официальное открытие возрожденной Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300-летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер, а также все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петербурге.

   3 июня 2003 года в Екатерининский дворец был открыт для всех желающих.

Высота Янтарной комнаты — 7, 8 метра, площадь пола — 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем — 86 кв. метров.

   Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из         средств немецкой фирмы «РургазАГ».

6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%.

Для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря.

Что можно увидеть

Вид на вскрытые подвалы замка с Дома Советов.

Как я уже сказал, фундамент замка недавно откопали — обнесли всё забором, вскрыли сквер рядом с Домом Советов и копают там чего-то. С земли что-то разглядеть невозможно — мешает забор, ну разве что в дырку подсматривать. Поэтому нам надо подняться на несколько этажей в здании Дома Советов.

Как это сделать читайте тут: Дом Советов в Калининграде…

Сверху всё хорошо видно: контуры замка, его размер, место, где стояла башня — всё можно разглядеть. А если применить фантазию, то замок вырисовывается прямо перед вами. Только, к сожалению, это всё, что осталось от замка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector