Дольмены кавказа. технологии строительства
Содержание:
- Дорога к счастью
- Что было на самом деле
- Дольмен Свирского ущелья
- Дольмены реки Чухукт
- Индивидуальные особенности дольменов – формы, орнаменты, расположение
- Духи кавказских дольменов
- Версия пятая: славянская
- Назначение дольменов
- Загадки доисторической эпохи
- Где находятся?
- Устройство
- Хотели как лучше?
- Достопримечательности Туапсе показывают четвероногие проводники
Дорога к счастью
Экскурсионный маршрут по горе Богатырке называется «Дорога к счастью».
Вас там ждут (в таком порядке):
Дольмен Благополучия,
Скала Желаний,
Камень мужской силы,
Менгир «Тоннель в будущее»,
Дольмен Тотем,
Дольмен Верность,
Дольмен Счастья,
Поляна Желаний,
Колесо Удачи,
Чаша Жизни.
На схеме маршрута есть ещё какой-то Брачный камень, но мы его как-то упустили из вида… Тропа идёт по кругу, против часовой стрелки и после Колеса Удачи опять выводит к Скале желаний.
Дорога в посёлок Пригородный
Когда мы туда приехали, то еле нашли вход, потому что обозначен он едва заметной на бетоне надписью красной краской. Из-за пышной растительности мы просто не заметили этой надписи и проскочили до самого конца улицы Пушкина (благо он был рядом). И, как выяснилось, счастье наше было двойным ещё до того как мы вступили на «Дорогу к счастью», потому что тут же выяснилось, что в тупике это и было единственное место, где можно было запарковать машину.
Улица Пушкина потрясающе узкая. Две машины тут не разъедутся, никаких обочин нет и в помине
Причём обратите внимание – тут сложно припарковать даже не слишком большую машину (у нас всё же не «Хаммер»)). Не представляю, где тут паркуются автобусы с туристами, приезжающими посмотреть на достопримечательности Туапсе
Улица Пушкина
Спустившись снова вниз с горы по улице Пушкина, мы увидели-таки надпись «Дольмены» и мостик на ту сторону крошечного оврага.
У входа висел щит. На нём написано, что вход на маршрут платный. И номер телефона. Я подумала, что надо позвонить и выйдет экскурсовод. Но трубку никто не брал, ни в первые пять минут, ни во вторые. Ждать надоело, и мы решили пойти по дороге к счастью сами. Оказалось, что ждать вовсе и не надо было. И звонить нужно только в том случае, если очень хочется примкнуть к экскурсионной группе (которые водят тут в определённое время, с определённым количеством людей, по предварительной договорённости).
И да! – это важно! – у самого начала маршрута каждый экскурсант должен прихватить с собой маленький камушек (это нам не собака сказала, это мы прочли на ещё одном щите). Зачем? Узнаете, когда дочитаете эту статью
Что было на самом деле
Как происходило изъятие? По закону, опекуном всех детей-аборигенов назначался чиновник от австралийских штатов, он и определял, кому оставаться в семье, а кому отправляться к миссионерам. Иногда младенец разлучался с матерью уже в больнице – если роды проходили там; иногда матери сообщали, что ее ребенок умер; бывало, что от родителей обманом добивались подписания документов о передаче ребенка, но даже и это не было обязательным: статус детей аборигенов был приравнен к статусу брошенных детей.
Вот что о событиях 1935 года рассказывал один из «изъятых»: «я был с мамой и тетей и двоюродным братом. Нас посадили в полицейский участок и сказали, что везут в Брум. Сюда же посадили и мам. Но когда мы проехали около десяти миль (16 км), они остановились и выбросили матерей из машины. Мы прыгали мамам на спины, плакали, стараясь не отставать. Но полицейские вытащили нас и бросили обратно в машину. Они оттолкнули матерей и уехали, а наши матери бежали за машиной и плакали. Мы кричали на заднем сиденье этой машины. Когда мы приехали в Брум, они поместили меня и моего кузена в тюрьму Брума. Нам было всего десять лет. Мы пробыли в изоляторе два дня в ожидании лодки в Перт».
В Австралии действовало много миссионерских обществ, они и стали для изъятых детей либо временным, либо постоянным домом. Детей воспитывали в духе христианского вероучения, запрещали им говорить на родном языке. Мальчиков готовили для работы в сельском хозяйстве, девочек – в служанки. Точное количество изъятых детей установить так и не удалось – документы оформлялись довольно небрежно. По разным данным, в результате программы потерял свою семью каждый десятый или каждый третий из местных детей (не менее 25 тысяч маленьких австралийцев).
Для человека XXI века все происходившее тогда – в период с 1905 по 1967 годы – евгеника и расовая сегрегация. Но государственные деятели тех времен, как ни странно, довольно искренне заботились об австралийцах. Их имена известны – например, Обер Октавиус Невилл, руководивший изъятием детей на западе Австралии, был тем самым человеком, что составил «план по выведению цветных», считал свою деятельность защитой аборигенов от вымирания и нищеты.
А в Северной Австралии работал доктор Сесил Кук, который добивался для коренных австралийцев честного суда, боролся за их права на землю, но заодно и предлагал идею «стерилизации полукровок». Для аборигенов хотели как лучше – а потому стремились организовать и упорядочить их жизнь во всех областях – определяли, как тем жить, работать, с кем создавать семью.
Дольмен Свирского ущелья
Недалеко от предыдущего, также в Сочинском национальном парке, находится еще один интересный и доступный дольмен. Он расположен на берегу реки Свирь на склоне хребта недалеко от ее второго водопада. Это одиночный мегалит такой же формы выдолбленный в цельном куске песчаной породы. Посетить объект можно с экскурсией или самостоятельно, благо маршрут оборудован ограждениями и снабжен указателями. Помимо археологических памятников экотуристам будет интересно посетить множество окрестных водопадов и красивых горных видов. Портал имеет неправильные геометрические формы. Камера уже давно забилась землей. Интересной традицией является то, что тут всегда стоят живые цветы. Это один из самых древних дольменов – он стоит уже более 6 тысячелетий! Крыша сооружения уже разрушилась, и на ней вырос бук.
Дольмены реки Чухукт
По течению реки есть шесть корытообразных дольменов, отличающихся по форме и размерам, но построены одним способом.
Первый плиточный дольмен можно встретить сразу в начале пути. Представляет из себя четыре стенки без крыши. Портал имеет размеры 2х2 метра. В центре имеется вход. Крыша, вероятно, растрескалась и опала внутрь.
Следующий дольмен был обнаружен только в 2003. До этого он был полностью погребен под землей. Лучше всего сохранилась одна из стенок. Остальные распались на отдельные камни и ушли в землю. Плохая сохранность объясняется тонкостью плит, из которых он был сложен. Внутреннее помещение имеет форму полуовала. Дольмен заполнен каменной крошкой, землей и водой.
Рядом находится еще один дольмен в хорошем состоянии. Он имеет целую крышу и стены. Памятник является редким примером дольмена с двумя порталами, расположенными друг напротив друга. Это довольно большое сооружение с выложенной камнями ритуальной площадкой вокруг и двориком, огороженным древним забором. На внутренней поверхности археологами были найдены рисунки и древние письмена. При раскопках строение было несколько повреждено строительной техникой, и часть стены теперь лежит неподалеку.
Чуть выше по хребту находится еще один дольменный комплекс. Три памятника находятся в сравнительно хорошей сохранности. Крыша первого снята со своего основания и валяется рядом. Внутренняя камера имеет прямоугольную форму. Вход – вытянутого эллипса. Портал обработан не до конца и представляет собой дикий камень. Метрах в 20 от первого находится еще один. Внутренняя камера имеет похожую форму и почти полностью засыпана землей. Крышка также снята и лежит рядом. Входное отверстие как у предыдущего, а портальный камень также необработан.
Последний мегалит отличается лучшей проработкой портальной плиты и наличием хорошо отесанного входа. Крышка также сброшена в сторону. Внутреннее пространство заполнено землей и мелким камнем, поросло кустарником и травой. Судя по всему, этот дольмен готовился с наибольшей тщательностью.
Вероятно, все три сооружения были разграблены, поскольку их крышки сняты и лежат рядом. Рядом с сооружениями находится ритуальный триолит. На поверхности камня нарисованы знаки, имеющие, предположительно, отношение к культу поклонения солнцу.
Индивидуальные особенности дольменов – формы, орнаменты, расположение
Дольмены могут иметь множество индивидуальных особенностей, которые соответствовали обычаям той или иной местности и менялись с течением времени.
Дольмены бывают разных размеров. Средняя высота дольмена составляет 2 метра, длина и ширина — 2,5 метра. Встречаются как более крупные, так и более мелкие экземпляры.
Дольмены бывают квадратные, трапециевидные, прямоугольные, округлые
или полностью круглые. Верхняя плита дольмена может лежать горизонтально или
наклонно, поднимаясь к передней стороне. У некоторых дольменов она сильно
выступает вперёд, образуя козырёк. Боковые плиты также могут выступать вперед
на разное расстояние.
Отверстия в фасадной плите дольменов чаще всего имеют
круглую форму, но также бывают овальные, в форме арки, подтреугольные и
квадратные. Но наличие отверстия необязательно, его может не быть вовсе, а
может также быть имитация закрытого пробкой отверстия на глухой фронтальной
плите.
Дольмен в квадратным отверстием и барельефом — в окрестностях Геленджика
Дольмены могут быть украшены гравировкой или выпуклым орнаментом. Сравнительно с общим количеством, украшенных дольменов не так уж много. Но, возможно, что многие из орнаментов просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Гравировка и орнаменты чаще всего бывают на фронтальной плите дольмена, на поверхности пробки и внутри камеры.
На внешней поверхности пробки дольмена бывают рельефные
концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по
окружности и одна в центре или рельефный крест.
Пробки дольменов с орнаментами из Геленджикского музея, III тыс. до н.э. Пробка слева — орнамент в виде солярного знака, найдена около села Пшада, справа — в виде креста с долины реки Ачибс
Часто на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления, похожие на лунки. Подобные знаки могут встречаться также на боковых и передних плитах дольменов.
Лунки на крыше дольмена на горе Нексис, Геленджик
Известен также многогранный дольмен со скатной крышей, напоминающей шатёр. При этом шатровая крыша опиралась на внутреннюю центральную каменную колонну высотой 2,68 метра.
Колонна от шатрового дольмена высотой 2 м 68 см и элемент конструкции дольмена со спиралевидной гравировкой, III тыс.до н.э., ст. Новосвободная, музей Адыгеи
По расположению дольмен мог строиться открыто на поверхности земли или же над ним насыпался курган – земляная или каменная насыпь.
Духи кавказских дольменов
Жители кавказских сёл, расположенных рядом с мегалитическими памятниками, из поколения в поколение передают сказания об оракулах. Якобы много лет назад внутри дольменов обитали прорицатели, никогда не выходившие наружу. Еду и воду им передавали через маленькое отверстие в стене.
Согласно легендам, эти оракулы не умирали, а при помощи медитации избавлялись от телесной оболочки и переходили в особое состояние, в котором пребывают и по сей день. В эту версию особенно верят любители мистики и эзотерики.
- Световая терапия
- 10 самых странных видов денег в мире
- Генриетта Грин — самая жадная миллиардерша в истории
- «Сё га най» — японский фразеологизм, помогающий принять безнадёжную ситуацию
- Из кофе делают отличный чай
Версия пятая: славянская
В свою очередь автор ряда книг по славянской истории Г.З. Максименко считает, что дольменная культура Большого Кавказа распространялась в основном на территории Краснодарского, Ставропольского краев и Абхазии. Причем расцвет этой культуры совпадает с периодом массового расселения ариев с Большого Кавказа, как в сторону Индии, так и в сторону Британских островов и по другим направлениям Евразийского континента 6000-4000 лет назад. Многолетние исследования позволили ученому сделать вывод, что дольмены — это культовые мегалитические сооружения, предназначенные для проведения обрядов, которые по своей природе могли относиться к трем видам религий: буддизму, зороастризму и раннему ведизму. Всего дольменов только на Большом Кавказе археологами открыто более 2000 единиц. Очевидно, это были светилища ариев, в которых они проводили свои праздники и обряды. Это в первую очередь такие обряды, как: очищение, имянаречение, прославление богов, проводы зимы, встреча весны, празднование сбора урожая, заговоры и т.д.
Назначение дольменов
Дольмены – это погребальные и культовые сооружения тех
времен. Погребальная функция дольменов однозначно подтверждена археологическими
исследованиями, так как существует историческая преемственность от предыдущих
археологических культур.
Картина «Захоронение в дольмене», 1959 год, холст, масло, Геленджикский музей
Дольмены на Западном Кавказе появились не на пустом месте, они стали логическим продолжением развития культур народов, проживавших в этой местности ранее. Дольменная культура следует непосредственно за майкопской и новосвободненской культурами, существовавшими в 3800 — 3200 годах до н. э.
Гробницы майкопской культуры и новосвободненские каменные подкурганные гробницы являются прообразами классических дольменов Кавказа. Некоторые новосвободненские гробницы представляют собой переходную фазу от гробниц к классическим дольменам.
Графическая реконструкция погребальной камеры Майкопского кургана в музее АдыгеиГрафическая реконструкция подкурганной каменной гробницы майкопской культуры, IV-III тыс. до н.э., Национальный музей Адыгеи
При археологических раскопках во многих дольменах были
обнаружены захоронения более поздних времен. В таких дольменах не удавалось
найти следов захоронений дольменной культуры.
Также известно, что во времена дольменной культуры не всех
людей хоронили в дольменах, были найдены погребения строителей дольменов в
гротах и в простых грунтовых могилах. Исследователям пока не удалось выяснить
по какому принципу происходили захоронения, не известно нужно ли было иметь
какой-то особый социальный или религиозный статус для того, чтобы быть
погребенным в дольмене.
В захоронениях времен дольменной культуры исследователи
находили фрагменты керамических сосудов, янтарные бусы, глиняные фигурки
животных, курильницы, кремнёвые топоры, ножи, части приспособлений для прядения
и тому подобные предметы бытового назначения.
Предметы, найденные внутри дольменов — музей Адыгеи
Помимо погребальной функции несомненно дольмены имели и культовое значение – выполняли функцию святилища, вероятнее всего, семейного или родового. Перед многими дольменами существовала площадка, выложенная камнем, вероятно, предназначавшаяся для проведения там какого-то ритуала или церемонии.
И в наше время ритуал почитания умершего вполне жив, часто место погребения огорожено оградкой, также на территории может быть установлен поминальный стол и лавочки.
Составной прямоугольный дольмен с площадкой перед ним, гора Нексис, Геленджик
Загадки доисторической эпохи
Расположенные в горах, где часто сходят лавины и разрушительные сели, дольмены никогда не оказываются на пути у сметающих все потоков
Бывали случаи, когда сель проходил в нескольких метрах от дольмена, но не задевал его. Каким образом древние определяли такие безопасные места – до сих пор загадка. Дольмены разрушаются только людьми – при строительстве дорог, домов, во время лесоразработок.
На основе этих данных сложилась теория, что дольмены при определенных условиях могли быть источником частот, которые не воспринимаются ухом человека, но оказывают на его мозг определенное, чаще негативное, воздействие. Предполагается, что это их свойство могло быть использовано против вражеских войск или недоброжелателей.
Многие обыватели считают дольмены «местами силы» или даже порталами в другие измерения. Ученые считают, что паломничество именно таких любителей мистики и эзотерики уничтожило значительное количество древних памятников.
Где находятся?
Места, где располагаются дольмены, находятся во многих районах Земли. Это страны Азии, Северная Африка, Южная, Северная и Западная Европа. Самым первым местом, где нашли эти удивительные сооружения, была французская Бретань. После того, как была обнародована информация о них, со всех концов мира посыпались сведения о нахождении там дольменов. Что это такое, о чем говорила эта информация, неужели сотни тысяч лет назад цивилизация на всей этой обширной территории была единой? На этот вопрос ответа нет до наших дней. Но есть определенные версии, о которых поговорим ниже.
Самое большое их количество располагается в обеих частях Кореи — Канхвадо, Хочхане, Хвасуне. Когда-то их общее количество составляло более 80 тысяч, до наших дней дошли только 30 тысяч. В китайских провинциях Чжецзян и Ляонин располагаются около 750 дольменов. Их можно встретить в Индии, Японии, Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии.
На заповедной территории Гамла в Израиле расположено поле дольменов Гиват-Базак. Здесь насчитывается более 700 этих сооружений, 10 из которых были исследованы и только в одном из них был обнаружен скелет человека без головы и одной ноги. При изучении было установлено, что останки носят более позднее происхождение, чем сам дольмен. Что это такое, как можно объяснить? Практически во всех дольменах отсутствовали останки людей. Захоронения под ними или найденные в них редкие останки после исследования оказывались по возрасту намного младше дольменов.
Три дольмена были обнаружены в испанской провинции Жирона. Предположительное время их появления — 3000 год до н. э. На территории России их можно встретить на Северном Кавказе, в Краснодарском крае (Геленджик), Челябинской области (остров Веры на озере Тургояк), в долине реки Верхняя Пышма недалеко от Екатеринбурга, на Полярном Урале.
Устройство
В простейшем варианте — это один камень, поставленный на несколько других (иногда на один). Камни имеют большой размер и массу. Наиболее популярный вариант — 3 камня, поставленные в форме буквы П (Стоунхендж построен из множества именно таких элементов).
В самой архитектурно завершённой форме (что присуще дольменам Северного Кавказа) дольмен состоит из пяти или шести каменных плит и представляет собой каменный закрытый ящик: на четырёх плитах, поставленных вертикально, лежит пятая; опционально, шестая плита является днищем. В передней поперечной плите, как правило, имеется отверстие — круглой (чаще всего), овальной, арочной, подтреугольной или квадратной формы, которое закрывается каменной пробкой, — однако его может и не быть (ложнопортальный дольмен): в этом случае отверстие может быть сзади или сбоку. Плиты часто соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют. Боковые стены и крыша могут выступать вперёд портала или фасада, образуя портальную нишу, которая перекрывалась общей крышей или имела перекрытие из отдельной плиты.
Малораспространённый тип — монолитный дольмен. К настоящему времени остался только один такой завершённый дольмен, находящийся в поселке Волконка Лазаревского района города Сочи. Это уникальный памятник, внутренняя камера которого целиком высечена в скале через единственное отверстие. Или же, вероятнее, полость была выбрана в не очень твёрдой внутренней части песчаниковой скалы.
Дольмен мог строиться открыто на поверхности земли или же над ним насыпался курган, который впоследствии мог частично оседать или уничтожаться, а также на вершине кургана. Иногда дольмены принимали более сложную форму: например, имели входную галерею из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, к одной из продольных сторон которой подходила входная галерея (так что всё сооружение получало вид буквы Т), или, наконец, дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда всё более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Материал, из которого складывались дольмены, меняется в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.
Строились дольмены в разное время людьми различных культур. В Западной Европе активным строительством занималось население, принадлежавшее к культуре «воронковидных кубков», получившей своё название по используемым им характерным сосудам. Камень для дольменов в Западной Европе часто не вырубался, а использовались эрратические валуны, перенесённые в течение ледникового периода из Скандинавии.
Хотели как лучше?
Ничего хорошего коренному населению Австралии прибытие европейцев не дало: изолированные от мира на протяжении двенадцати тысяч лет, аборигены оказались беззащитны как минимум перед инфекциями, которые принесли колонизаторы. Вымирали целыми деревнями: в 1875 году в результате эпидемии кори на островах Торресова пролива погибла четверть всего населения, на некоторых из островов выжила лишь одна пятая живущих там аборигенов.
Но эпидемиями дело не ограничивалось, здоровью и жизням коренных австралийцев угрожали и другие «достижения» европейской цивилизации, в частности, алкоголь и наркотики (в XIX веке было распространено курение опиума, легальный доступ к которому аборигенам закрыли в 1897 году). Австралийским властям еще в позапрошлом веке было ясно, что племенам аборигенов, вероятно, не пережить столкновения с новыми реалиями, и они приняли меры.
В 1905 году была запущена программа изъятия детей аборигенов из семей с их последующим размещением на территории христианских миссий или в приемных семьях среди некоренного населения. Забирали в первую очередь «полукровок» — тех детей, что рождались в результате связей белых европейцев с местными женщинами, а таких случаев было предостаточно. Существовали даже специальные термины – «квадруны», «окторуны» – для обозначения соотношения «черного» и «белого» в геноме: соответственно четверть к трем четвертям и одна восьмая к семи восьмым.
Обер Октавиус Невилл (слева) и выдержка из его книги о постепенном «превращении» аборигенов в белых (справа).
Замысел состоял в том, чтобы постепенно «превратить полукровок в белых граждан» — это вполне реальная цитата от одного из ответственных за выполнение программы лиц. С каждым новым поколением в коренных австралийцах, по замыслу правительства, будет оставаться все меньше от аборигенов и спустя каких-то полвека Австралия станет белой. Тем более, что местные все равно обречены на вымирание.
Достопримечательности Туапсе показывают четвероногие проводники
Мы уже настроились на самостоятельную прогулку. И тут нам навстречу вниз по ступенькам спустилась красивая чёрная собака. Впоследствии выяснилось, что это и был наш проводник.
Наш проводник
Собака оказалась на удивление дружелюбной, она шла то немного впереди нас, то позади. А когда мы отклонялись от маршрута, терпеливо дожидалась нас у тропы. Она не смотрела на часы (у неё их и не было), не подгоняла нас, не просила не отставать от группы. Просто идеальный проводник!
Кстати, для тех, кто не очень любит ходить по горам, преодолевая порой сложные подъёмы и спуски – скажу отдельно: передвигаться здесь очень легко. Резкие спуски оснащены земляными ступеньками, укреплёнными досками. Есть и перила, за которые можно держаться.
А местами корни деревьев становятся естественными природными лестницами, облегчая дорогу.
Лестницы-корни
Поднявшись по длинной лестнице, мы словно попали в иной мир. После жары на сентябрьском солнце было очень приятно оказаться под сенью деревьев. В лесу было прохладно и очень тихо. Мы слышали только как опавшая листва что-то шептала под нашими ногами.
Следуя за нашим четвероногим проводником, мы вскоре вышли к палатке. Навстречу нам выскочила ещё одна собака и приветствовала нас радостным лаем. А когда мы заглянули в палатку, оказалось, что там сидит девушка с ещё одной собакой, немецкой овчаркой.
Девушка продавала билеты на маршрут. И сувениры (их покупать не обязательно, конечно))
Она вкратце рассказала, на что нам следует обратить внимание и что делать возле определённых дольменов и менгиров (здесь это целый ритуал)
А ещё мы купили брошюрку из четырёх страничек, которую можно было бы и не покупать. Как оказалось, и названия объектов экскурсионного маршрута, и ритуальные действия, которые надо возле них совершать, подробно описаны на табличках, стоящих на тропе.
Брошюра о маршруте «Дорога к счастью»
Девушка протянула нам поводок с собакой и сказала: «Хотите дам проводника с собой?» На что я в ответ улыбнулась и показала на чёрного пса, шедшего тенью за нами: «А у нас уже есть проводник, спасибо!»
Наш проводник, это фото сняла моя 6-летняя дочка
Впервые в жизни встречаю в качестве проводников в туристическом месте собак! Но, видимо, так тут заведено.
Девушка пожелала нам счастливой прогулки, и мы пошли на встречу к своему счастью. Лес обнял нас прохладным полумраком. Вокруг лежали огромные валуны, будто их раскидали здесь великаны. Некоторые камни оплетены корнями деревьев – фантастическая картина…
А собаку я мысленно назвала Акелой. Посмотрите, как она возлежит на вершине скалы… Ну прямо как вожак волчьей стаи из рассказов о Маугли…
Вознаграждение за свои услуги проводника пёс взял небольшое. Мы его просто покормили тем, что было у нас припасено с собой. При этом собака вела себя на редкость благородно – не прыгала на нас, не клянчила еду, но с удовольствием ела вместе с нами, а потом смотрела на нас с благодарностью.
И что самое удивительное – она нас потом проводила до самого выхода. Спустилась по лестнице и села возле моста. Как будто говоря: «Всё, дальше я с вами не пойду. Моё место здесь». Потрясающая собака!
Но это, конечно, не единственное, что нас потрясло и удивило в посёлке Пригородном. Самое главное тут всё-таки дольмены. А они тут очень необычные.