20 самых интересных фактов про екатерининский дворец в питере!

Содержание:

История Павловска

Первое поселение в этих местах появилось в XIII веке. Это была новгородская крепость «Городок на Славянке», который относился к Водской пятине Новгородской земли. В XVIII веке здесь существовали финские деревни Линна и Сеппеля.

Екатерина Великая, когда отдыхала в находящемся неподалеку Царском Селе, приезжала сюда охотиться. Для неё были выстроены два деревянных домика: Крик и Крак. Крик сгорел в годы Великой Отечественной войны, когда Павловск был оккупирован немцами, а Крак за ветхостью был разобран еще в 1929 году.

Новая страница истории Павловска начинается 12 декабря 1777 года, когда императрица Екатерина II подарила 362 десятины земли вместе с деревнями и людьми своему сыну, цесаревичу Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровны в знак признательности за рождение первенца – будущего императора Александра I.

В 1778 году здесь были построены два небольших деревянных дворца: Паульлюст (нем. Paullust – Утеха Павла) и Мариенталь (нем. Marientahl – Долина Марии). Позднее на месте Паульлюства был возведен Павловский дворец, а на месте Мариентальского дворца – крепость Бип. В то время Павловск именовался Павловским селом, где, по данным на 1 января 1780 года, постоянно проживало 54 человека.

Крепость Бип

Павел, будущий император, решил обустроить здесь свою резиденцию. В 1786 году по проекту архитектора Чарльза Камерона началось строительство Павловского дворца. Однако Павел предпочитал Гатчину, и в 1788 году подарил дворец своей супруге, будущей императрице Марии Федоровне.

12 ноября 1796 года, через неделю после коронации, император Павел издал указ о присвоении Павловскому статуса города и переименовании его в Павловск.

Павловский дворец со стороны Долины прудов

После его гибели в 1801 году, вдовствующая императрица Мария Федоровна постоянно жила здесь в теплое время года. В Павловском дворце и парке мы найдем немало уголков, так или иначе связанных с её именем, например, Собственный садик, или Розовый павильон. Незадолго до Отечественной войны 1812 года военным комендантом Павловска был Петр Иванович Багратион (1765-1812).

Собственный садик Марии Федоровны и павильон Три грации

Розовый павильон в Павловском парке

После её смерти в 1828 году Павловск перешел к великому князю Михаилу Павловичу, младшему брату Николая I. При нем в Павловске шло активное строительство и благоустройство города: был застроен Еленинский квартал, прежде пустырь, созданы детский приют и Александровское учебное заведение, где учились дети купцов и мещан.

Со второй трети XIX века Павловск стал одним из центров музыкальной культуры – для привлечения пассажиров для поездок по железной дороге был построен Павловский музыкальный вокзал, где выступали многие знаменитые музыканты того времени. В конце XIX века Павловск стал модным дачным местом.

Подробнее: Павловский музыкальный вокзал: железная дорога и музыка

Павловский музыкальный вокзал

После революции Павловск переименовали в Слуцк, в честь революционерки Веры Слуцкой (1880-1917) и носил это название до 1944 года. Город серьезно пострадал в годы Великой Отечественной войны – с 17 сентября 1941 года по 24 января 1944 года здесь находились немецкие части. Павловский дворец при отступлении немцев был сожжен, в парке за годы оккупации вырублено более 60 тысяч деревьев. Пострадали и другие исторические здания.

Фотографии разрушений Павловского дворца в годы оккупации

В 1944 году городу было возвращено его историческое название. По легенде, Сталин в приказе о награждении частей, освобождавших Павловск и Пушкин, написал по ошибке «Павловск (Слуцк)», а не наоборот. После войны началась реставрация дворцово-паркового комплекса, которая продолжалась с 1946 по 1973 год.

Большую роль в этом сыграла Анна Ивановна Зеленова (1913-1980), возглавлявшая Павловский дворец-музей с 1941 по 1979 год. Она руководила эвакуацией и захоронением наиболее музейных фондов в августе-сентябре 1941 года, в блокадном Ленинграде продолжила работу по систематизации музейных ценностей, а после войны настояла на необходимости восстановления Павловского дворца и парка.

В 1989 году Павловск был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России, на сегодняшний момент 42 объекта здесь находятся под охраной государства как культурные и исторические памятники. Павловск стал одним из центров туризма, ежегодно его посещают более 1,5 млн. туристов.

Мариентальский пруд

Еще немного исторических фактов

Во время очередной войны со Швецией Петр I знакомится с Мартой Скавронской. Девица настолько очаровала императора, что он, не задумываясь о разнице в положении, возрасте, вероисповедании, предлагает той стать его супругой и императрицей. Марта соглашается.

В качестве одного из подарков Петр преподносит ей Сарскую мызу со всеми деревнями, расположенными в непосредственной близости. Начало 18-го века — время активного строительства Санкт-Петербурга — любимого города Петра. Не забывает император и про свою семью. В Царском Селе, на землях подаренных любимой жене, возводится первый дворец, полностью выстроенный из камня и названный «каменными палатами».

Начало переделки дворца

Елизавета Петровна, трепетно относившаяся к памяти Петра I, решила расширить и перестроить Екатерининский дворец. В 1742 году М. Г. Земцов получает соответствующее распоряжение. Но в 1743 году зодчий умирает, не успев ничего изменить.

Далее над перестройкой последовательно трудились лучшие архитекторы Российской империи и мира А. В. Квасов, Дж. Трезини. По высочайшему повелению на место Трезини приглашается любимый архитектор императрицы С. И. Чевакинский. В 1748 году руководство проектом передается Ф. Б. Растрелли, выписанному из Италии.

Елизавета принимает решение не о пристройке к старому зданию, а о возведении нового, грандиозного дворца. 30 июля 1756 года венценосная особа в сопровождении двора принимает готовую работу.

Растрелли — руководитель проекта

Растрелли не отошел от своего любимого стиля — барокко. Для фасада выбран голубой цвет. Для внутреннего оформления — позолота. По оценкам экспертов на декорирование стен потрачено 100 кг червонного золота. Главное здание становится анфиладой комнат и парадных залов.

Фасад по всей длине украшен белоснежными колоннами, кариатидами, скульптурами, масками львов. Подготовка моделей для скульптур и всей лепнины доверена Ф. Дункеру. В это же время появляется «восьмое чудо света» — Янтарная комната. Стены помещения по приказу Елизаветы полностью оформляются панелями из натурального янтаря.

Особого внимания заслуживал северный корпус, представлявший собой Дворцовую церковь. Его венчали пять луковичных куполов. Над южным корпусом возведен один купол, оканчивающийся шпилем и звездой. Подъезд ко дворцу был оформлен в виде плаца, окруженного дворцовыми и подсобными постройками.

Изменения дворца при Екатерине

После смерти Елизаветы Петровны хозяйкой дворца становится Екатерина II. Она не занимается кардинальной перестройкой, но решает изменить оформление своих покоев. К работе привлекается Ч. Камерон, прибывший из Шотландии. Главным результатом труда становится Арабесковая гостиная, позже ставшая залом для приема высокопоставленных гостей.

Не менее впечатляла Лионская гостиная и любимый императрицей Китайский зал. Званые обеды проходили в Купольной столовой. Указы венценосная особа подписывает в Серебряном или Синем кабинетах. Изменена и Опочивальня царицы. В период блокады Ленинграда Царское Село и город Пушкин подвергались особо жестоким бомбардировкам.

Уникальный по красоте и отделке Екатерининский дворец, его роскошные залы были практически уничтожен. Все шедевры, созданные Камероном, погибли. На данный момент времени не удалось восстановить все в полном объеме.

Последующие перестройки

Не остался в стороне от переделок и перестроек и внук Екатерины II — Александр I. При нем Парадный кабинет, прилегающие помещения передаются под своеобразный музей, посвященный героям войны с Наполеоном. В 1863 году к работам по перестройке и переделке Екатерининского дворца привлечен И. А. Монигетти.

Под его руководством выстроена парадная лестница, ведущая в Тронный зал, предназначенный для балов и приема высоких гостей. Высота стен здесь достигает 7 метров. Двухярусные окна соседствуют с зеркалами. Все стены отделаны позолотой и украшены канделябрами для свечей.

Над росписью потолка трудились Вундерлих и Франчуоли. В 21-м веке реставраторы восстановили одну из «жемчужин», украшавших Екатерининский дворец в Царском Селе — Янтарную палату. Оригинал, созданный при Елизавете, полностью утрачен в период Великой Отечественной Войны.

Гости могут посетить достопимечательности, собранные многими поколениями царей: Эрмитажную кузню, пройти через Готические ворота и побывать в Китайской беседке.

История парка

В 1720-е годы в бывшей шведской усадьбе Сарская мыза начали возводить новый дворец для Екатерины I. Одновременно было решено создать вокруг зеленый парк. Для этого Петр I нанял голландских мастеров Яна Роозена и Иоганна Фохта.

В лесу, с запада от дворца, они устроили царский зверинец. Парк разбили на террасах, а берега Большого пруда укрепили сваями. Возвышенную часть стали именовать Верхним садом, а ту, что располагалась возле пруда, Нижним.

В парке появились прямые аллеи, беседки и боскеты. Вдоль дорожек стояли скульптуры, которые приобрел царь Петр I. С юга парк ограничивал Рыбный канал, а за ним росли деревья, которые в те времена называли «дикой рощей».

Вид на Екатерининский дворец

В середине XVIII века территорию расширили. На каналах и ручьях создали несколько искусственных водоемов. Во времена правления Елизаветы Петровны Царское Село превратилось в загородную резиденцию, где государыня жила теплые месяцы. Дворец перестроили, и парк расширили до Нижних прудов.

Постепенно территория с юга, запада и востока от Большого пруда превратилась в роскошный пейзажный парк. Сюда пересаживали многолетние деревья из садов Санкт-Петербурга, а также декоративные кустарники и молодые деревья, которые привозили из-за границы. В парке построили новые павильоны, галереи и мосты.

Вид на Верхнюю ванну

Большой урон парковый ансамбль получил в годы фашисткой оккупации. Пока немецкие солдаты хозяйничали в Царском Селе, была уничтожена четверть всех насаждений – около 3000 деревьев. К восстановлению парка приступили еще в годы войны, и летом 1945 года его открыли для посетителей. Сегодня уникальный парк входит в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Преобразования Екатерининского дворца

Официальная резиденция трех российских монархов: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, – дворец перестраивался и реконструировался, чтобы соответствовать архитектурным веяниям и личным пристрастиям владельцев. Неоднократно менялись названия резиденции: Царскосельский дворец, Старый дворец.

Взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, любительница роскоши, признала сооружение старомодным и маленьким. Архитектор Растрелли получил приказ перестроить здание.

30 июля 1756 года изумленным и восхищенным вельможам и иностранным гостям представили обновленный дворец – результат четырехлетнего демонтажа и перестройки. Парадный дворец с двух сторон окружили двухэтажными флигелями и соединили галереями.

100 килограммов золота потратили на позолоту изощренной отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед 325-метровым фасадом красовался величественный парк с позолоченными статуями, прямыми аллеями и многочисленными деревьями.

Работы в период правления Екатерины ІІ

В дальнейшем новые работы по оформлению жилых и парадных помещений были начаты в 1770 году. Новая хозяйка дворца – Екатерина ІІ — была увлечена античным искусством, а потому пожелала, чтобы ее апартаменты были украшены с учетом модных тенденций. Отделку покоев она поручила архитектору Камерону, который являлся знатоком античности, в том числе и архитектуры. Он создал интерьеры в Лионской и Арабесковой гостиной, в Купольной столовой, Китайском зале, Синем и Серебряном кабинетах и в опочивальне. Его творения отличались утонченной красотой, изяществом отделки и строгостью оформления. Стоит отметить, что этим помещения Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге погибли во время Великой Отечественной войны. Они не восстановлены до сих пор.

Камерон примерно в то же время оформлял комнаты для великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Из тех помещений ныне восстановлены Официантская, Зеленая столовая, Китайская голубая, Парадная голубая и Опочивальня. Комнаты позволяют оценить творчество талантливого шотландского зодчего, работы которого очень нравились Екатерине ІІ.

В 1817 году уже по велению Александра І был создан Парадный кабинет и еще несколько соседних комнат. Над ними работал архитектор Стасов. Все они были выполнены в едином стиле. Их интерьеры посвящены блистательным победам русской армии в войне 1812 года.

Последние работы по формированию анфилады были проведены в 1860-1863 годах. Над Парадной лестницей трудился архитектор Монигетти, который оформил ее в стиле рококо.

Как добраться из Санкт-Петербурга до Янтарной комнаты?

Государственный музей-заповедник «Царское Село» расположен в 25 км к югу от Санкт-Петербурга по адресу:

Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, дом 7

От Витебского вокзала

Электропоезд до станции «Царское Село» (г. Пушкин) и далее автобус №371, 382 или маршрутное такси №371, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».

От станции метро «Московская»

Маршрутное такси №286, 287, 342, 347 и 545 до Государственного музея-заповедника «Царское Село»; или автобус №187 до ж/д вокзала г. Пушкин и далее автобус №371, 382 или маршрутное такси №371, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».

От станции метро «Купчино»

На маршрутных такси К-545а, К-286, К-287, и К-347а.

Подробнее

  • Как добраться до Пушкина из Санкт-Петербурга
  • Как добраться до Царского Села из Санкт-Петербурга
  • Тел./ Факс: +7 (812) 465-21-96

Информационный центр

  • Тел. +7 (812) 415-76-67, +7 (812) 415-76-68 с 10:00 до 18:00
  • Выходные дни: понедельник, вторник.

Церковь Екатерининского дворца

Она же — Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца, она же Церковь Вознесения Христова, она же Дворцовая церковь.

Вы легко ее опознаете по пяти золотистым башенкам на Екатерининском дворце, в той его части, мимо которой не пройдет ни один посетитель. Именно здесь находится главный вход в Екатерининский парк, знаменитая лицейская арка, Лицейский переулок и, собственно, сам Лицей.

Дворцовая церковь была заложена в 1745 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Почти двести лет в ней проходили богослужения по разным поводам в те моменты, когда в Царском Селе присутствовал императорский двор.

Так, в 1768 состоялся молебен, перекликающийся с нынешними, ковидными, временами: его отслужили в честь выздоровления императрицы Екатерины II, которая оправилась от недомогания после первой в нашей стране прививки от оспы.

В своей истории церковь два раза страдала от пожаров в XIX веке, а в годы войны была повреждена в ходе бомбардировок. Лишь весной 2019 года она открылась вновь после масштабных работ по восстановлению оригинальных интерьеров.

Здание по сути является пристройкой Екатерининского дворца, его внешнее убранство выполнено в едином с дворцом стиле Елизаветинского барокко: светло-голубые стены с белыми и позолоченными украшениями.

Внутри уже темно-синие стены богато украшены позолотой и многочисленными иконами.

Посетить церковь сегодня возможно по билету: 350 рублей для взрослых, 180 рублей для льготных категорий граждан и бесплатно для детей до 16 лет.
Вход в церковь осуществляется со стороны лицея.

Службы и молебены проводятся здесь лишь по особым событиям.

Янтарная комната при следующих правителях

Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, в 1743 году поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Б. Ф. Растрелли «исправить» Янтарный кабинет. Растрелли добавил в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы.

В годы правления Екатерины II, к 1770 году, под надзором Растрелли кабинет преобразился в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе. Она значительно увеличилась в размерах и роскоши.

Янтарное убранство разрушали резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки во дворце. Реставрации проводились в 1833, 1865, 1893—1897, 1933—1935 годах. Капитальный ремонт намечался на 1941 год, однако реализовать проект помешала Великая Отечественная война.

Вступление

Свой знаменитый ныне облик дворец обрел в период царствования императрицы Елизаветы Петровны. Фасад здания был выкрашен в лазоревый цвет, который чудесно гармонировал с золочеными элементами декора.

Дворец становится трехэтажным — северную сторону отныне венчают золотые купола церкви, а к южной примыкает великолепное парадное крыльцо. На многих элементах украшений появляется вензель его хозяйки — Елизаветы Петровны. Коснулись изменения и интерьера.

Впервые здесь была использована новая планировка — комнаты переходили из одной в другую по всей протяженности дворца, образовывая так называемую Парадную анфиладу. Автором этих изменений был знаменитый архитектор Растрелли, работавший и над созданием архитектурного комплекса Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Залы и комнаты дворца

Главный зал дворца, самый большой во всех дворцах Петербурга — Большой, или Тронный. Потолки достигают около 47 м в высоту, а ширина его — примерно 18 м

Внимание сразу же привлекают великолепный паркет и величественный плафон, закрывающий весь потолок. Изображения на плафоне символизируют Изобилие, Науку и Искусство, Войну и Победу

Прогуливаясь по знаменитой Парадной анфиладе с огромными окнами высотой во всю стену, можно увидеть Серебряный и Синий кабинеты, гостиные Лионскую и Арабесковую, купольную столовую и китайский зал, официантскую комнату, опочивальню, парадный кабинет. Отдельного упоминания заслуживает знаменитая Янтарная комната. В 1716 г. король Пруссии Фридрих-Вильгельм I подарил Петру I панели из янтаря.

Практическая информация

Адрес: Пушкин, ул. Садовая, 7. Веб-сайт.

Царское Село находится всего в 25 км от Питера. Дорога на автомобиле по Пулковскому и Петербургскому шоссе займет от 30 минут до часа. На электричке: от Витебского вокзала до станции «Царское Село», далее от автовокзала города Пушкин на автобусе или маршрутках № 382 до остановки «Музей-заповедник „Царское Село“».

Общее время в пути — около часа. Кроме того, от станций метро «Московская», «Купчино» и «Звездная» до музея курсируют автобусы и маршрутки.

Часы работы: с 10:00 до 18:00 (продажа билетов до 16:45). Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

До 16 лет вход бесплатный, билеты для студентов, школьников и пенсионеров РФ — 350 RUB, взрослые билеты — 700 RUB. Также можно купить аудиогид, он стоит 150 RUB. В кассах принимают карты Visa, MasterCard, UnionPlay и Maestro. Фотографировать в зале Янтарной комнаты запрещено. Цены на странице указаны на январь 2018 г.

Интересные факты

Местонахождение Янтарной комнаты неизвестно, но есть несколько версий на этот счёт. Первая из них гласит о том, что она сгорела во время налета английских летчиков на Кенигсберг, где была спрятана немецкими войсками.

По второй версии комната была вывезена в Кенигсберг и впоследствии разрушена неподлежащими условиями хранения. Также существуют источники, подтверждающие, что Янтарная комната перемещена из Кёнигсберга в Южную Америку, где попала в руки коллекционеров.

Но 29 апреля 2000 года в Россию министром по делам культуры Федеральной Республики Германии были переданы некоторые фрагменты с панелей — комод из янтаря и мозаика «Обоняние и осязание». Они были конфискованы у одного нотариуса, который пытался их продать.

Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов.

Большой Екатерининский дворец.

Вопросы

Ответы

1. Название здания?

Большой Екатерининский дворец.

2.Где находится?

Город Пушкин (бывшее Царское село), в 26 км. от Санкт-Петербурга.

3.Каков тип здания?

Екатерининское барокко.

4.В каком веке и году построено?

XVIII век, 1752-1756 гг.

Основание – 1717, Екатериной I.

5.При каком правителе?

Елизавета Петровна.

6.В честь какого события построено здание?

Дворец был построен в качестве резиденции императрицы.

7.Кто строил здание?

Б.Ф.Растрелли.

8.Внутреннее убранство?

Залы, кабинеты и гостиные, выдержанные в строгом стиле, отличаются особой красотой отделки.

9.Каковы особенности постройки здания?

Это огромное здание с лазурными стенами в стиле позднего барокко щедро украшено позолотой, пилястрами и колоннами. Фасады Дворца украшены множеством статуй, лепниной и позолотой.

10.Судьба здания сегодня.

Музей, для посетителей открыты 32 зала.

Интересные факты.

  • Официальная резиденция Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
  • Здание заложено в 1717 году по приказу императрицы Екатерины I, в честь которой и называется;
  • 1742 — Первая перестройка в царствование Елизаветы Петровны
  • Роскошным убранством дворца мы обязаны Елизавете Петровне, которая поручила в 1752 году архитектору Б.Ф. Растрелли основательно перестроить дворец..
  • При Александре I В. Стасову сделал Парадный кабинет с прилегающими к нему комнатами. Темой для их оформления послужили победы над Наполеоном I.
  • 1944- Дворец разграблен и частично разрушен.
  • 1947 — Начало реставрационных работ.
  • 2003 — Открыта воссозданная Янтарная комната. Она таинственно пропала в ходе Великой Отечественной войны и была воссоздана по фотографиям. Комната украшена янтарными панелями с добавлением золоченой резьбы и зеркал. Здесь было самое большое хранилище изделий из янтаря в Европе, а вскоре был создан музей старинных вещей императорской семьи из янтаря (шашки, шахматы, шкатулки).
  • Сегодня экспозиция Екатерининского дворца открыта в 32 залах.

Некоторые залы дворца.

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА.

2003 г. — открыта  Янтарная комната. Она таинственно пропала в ходе Великой Отечественной войны и была воссоздана по фотографиям. Комната украшена янтарными панелями с добавлением золоченой резьбы и зеркал. Здесь было самое большое хранилище изделий из янтаря в Европе, а вскоре был создан музей старинных вещей императорской семьи из янтаря (шашки, шахматы, шкатулки).

БОЛЬШОЙ ЗАЛ.

В Большом зале проводили балы, маскарадные представления и торжественные обеды. Зал как будто безграничен, такое впечатление создают  многочисленные зеркала на стенах.

АРАБЕСКОВЫЙ ЗАЛ.

Арабесковый зал  выполнен в античном стиле, он поражает оригинальными интерьерами.

ПОРТРЕТНЫЙ  ЗАЛ.

В Портретном  выставлялись портреты членов императорской семьи. Внутреннее убранство зала было уничтожено во время войны, но восстановлено по фотографиям и отдельным частицам интерьера.

КАРТИННЫЙ ЗАЛ.

 

В картинный зале на  стенах —  живописные полотна. В зале с площадью более 180 квадратных метров проводились музыкальные вечера, дипломатические аудиенции и заседания.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Стоимость билетов 2021

В стоимость билета в Екатерининский дворец входит посещение Янтарной комнаты а также билет в Екатерининский парк.

Льготный тариф

  • Взрослые (налоговые резиденты РФ и граждане государств ЕАЭС*) – 850 руб.
  • Пенсионеры РФ и государств ЕАЭС* – 400 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты – 430 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы – 430 руб.
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС* – 430 руб.

Бесплатно

  • Лица младше 16 лет – бесплатно (обязательно оформление входного билета)
  • Музейные работники, члены Творческого союза музейных работников СПб и ЛО – бесплатно (обязательно оформление входного билета)

Ознакомиться с экспозицией можно

  • Самостоятельно;
  • Воспользоваться услугой «Аудиогид» (стоимость 200 руб., необходим залог);
  • В составе экскурсионной группы (услуга предоставляется при формировании группы от 15 до 20 человек).

Важно знать

  • Билеты в Екатерининский дворец исключительно именные (оформляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность).
  • Обращаясь за оформлением билета в кассу музея, посетитель даёт согласие на обработку своих персональных данных в объёме: фамилия, имя, отчество, номер документа.

Картинный зал

Оформлять помещение данного зала начали еще при Елизавете Петровне. По ее указанию приобреталось множество красивейших полотен мастеров 17-18-го веков. Здесь есть произведения А. ван Остаде, Д. Тенирса, Я. Бота и Я. де Хема, Ж. Куртуа и Ж. Бланшара. Особую ценность представляют две картины, написанные по личному заказу Петра I, — это «Полтавская баталия» и «Битва при Лесной», изображающие победу в Северной войне русской армии. Однако император их не увидел, привезли полотна уже после смерти монарха.

Украшает свод зала плафон «Олимп», который является копией плафона, находящегося в Зимнем дворце над Иорданской лестницей. Автор произведения — художник Г. Дициани.

Картины не располагаются по видам или авторам произведений, а выложены вдоль всех стен сплошным ковром. При расположении подбирались полотна по размеру. Отделяет картины одну от другой узенький позолоченный багет.

Большой Екатерининский дворец

Бывший императорский дворец один из самых больших в пригороде Санкт-Петербурга.  Закладывался  как летняя резиденция в 1717 году по приказу императрицы Екатерины I.  

В 1743 году императрица Елизавета Петровна приказывает расширить и благоустроить дворец благодаря чему последний приобретает свой вид и стиль. 

Но в 1752 году Елизавета Петровна решила не останавливаться на достигнутом и затевает  полную перестройку дворца,  поскольку считает его маленьким и старомодным. Реконструкция производящаяся под  руководством Б.Ф. Растрелли длилась четыре года и была успешно закончена.  Дворец имеет длину 325 метров и выполнен в стиле Русское барокко.   В 1756 году дворец был представлен императрице и иностранным гостям.

Во время немецкой оккупации, дворец очень сильно пострадал, очень многое сгорело или было разграблено. Работы по восстановлению дворца велись продолжительное время, в наше время весь ансамбль находится в восстановленном состоянии.

Головинский дворец

В Лефортово было построено 5 деревянных императорских дворцов! После смерти Лефорта в слободе возвел усадьбу еще один сподвижник Петра I – Федор Головин. Пространство он обустроил по образу и подобию дворцово-паркового комплекса Версаля, и именно здесь в марте 1703 года император принимал посла французского короля Людовика XIV. После кончины Головина его наследники запустили слободское хозяйство, и в начале 1720-х император выкупил усадьбу для своей резиденции. Перестройкой Головинского парка занимался придворный медик Петра – голландец Николас Бидлоо, основатель и первый начальник Лефортовской военной гошпитали. Фонтаны и каскады, по-европейски аккуратные клумбы, продуманная система прудов и мостиков ─ красота получилась неописуемая. Современники называли лефортовский парк, ставший прототипом Петергофа, «Версалем на Яузе».

Усадьба Ф.А. Головина и Немецкая слобода, 1704 год. Фрагмент гравюры «Perspective domus prope Moscoviam sitae domini comitis S.S. J. Golowini», Генрих Де Витт. 

История строительства Екатерининского дворца

Перескажем кратко основные этапы возведения дворца, чтобы дать вам необходимый минимум и не перегружать память. Тем более, что во время экскурсии вас обеспечат сведениями на эту тему на пару рефератов.

  • Петр I передает Саарскую мызу, до этого бывшую во владении шведов, своей жене Екатерине I;
  • в 1717 по указанию Екатерины I начинается строительство дворца. Архитектор — Иоганн Фридрих Браунштейн. Дворец готов в 1724 году. Выглядит скромно: двухэтажное здание в голландском стиле. В честь Екатерины в будущем дворец и будет назван;
  • в 1743 году императрица Елизавета Петровна поручает перестроить дворец. Архитекторы — Савва Чевакинский, Андрей Квасов и Михаил Земцов;
  • в 1752 году Елизавета I снова берется за перестройку. Архитектор — Франческо Растрелли, «автор» Зимнего дворца. В 1756 году дворец обретает черты Русского барокко, выглядит помпезно и ярко благодаря позолоте. Тогда же он приобретает современные размеры и компоновку. Напротив разбивается ныне Екатерининский парк;Виргилиус Эриксен. Портрет Екатерины II
  • Екатерина II впоследствии изменит внешний облик здания, но его «схему» сильно трогать не будет. Добавит, впрочем, изюминку внутри, а точнее, много «изюминок» — Арабесковую и Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Синий кабинет (знаменитую Табакерку). Она наняли для различных работ, в том числе в парке, Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, Юрия Фельтена и других видных господ;
  • 1918 год — дворец превращается в общенародный памятник;
  • 1941-1944 — в ходе Великой Отечественной войны дворец захвачен немецко-фашистскими войсками, которые вывезли отсюда множество неэвакуированных ценностей, в том числе Янтарную комнату;
  • В 1944 году дворец сильно разрушен в результате пожара. В 1947 году начались реставрационные работы, которые идут и по сей день;
  • 2003 год — во дворце заново открыта Янтарная комната — копия вывезенной ранее нацистами;
  • настоящее время — вы находитесь здесь.

Кавалерская столовая

Екатерининский дворец был настолько хорош, что повергал в восторг даже иностранцев, которые за свою жизнь повидали немало европейских красот.

«Посол и чужестранные министры весьма адмирировали не только одно великолепие и богатство, употребленное, как в наружных, так и во внутренних убранствах всего огромного здания, но нарядный и особливый вымысел и порядок, который при всем усматривается; удивлялись все разных мест, для увеселения выстроенных и выдуманных всяких забав, а особливо горы Парнасской и вкруг зверинца и на стенах его строящихся увеселительных домиков…», — эти строки написал Александр Бенуа в своей книге 1910 года «Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны».

«Царское Село – цитадель русской культуры, причудливое явление, феномен, и поныне не понятый, не оцененный вполне», — не сдерживал эпитетов Евгений Голлербах в предисловию к «Городу муз» Эриха Голлербаха.

«Вступив на престол, Елизавета Петровна не забыла Царскаго Села и постепенно, в несколько лет, из скромнаго Петровскаго дворца создала целый фантастически-роскошный мир, соперничающий с Версалем», — пишет историк Александр Успенский в «Исторической панораме Санкт-Петербурга и его окрестностей. Царское Село» (1912) о царствовании дочери Петра Великого.

В этом чудесном месте вечность перекликается с современностью, барокко с античностью, классицизм перенимает каноны античности, передавая историческую эстафету будущему.

Как выбрать экскурсию

Как и многие туристы, мы тоже частенько рассматривали Царское село и Екатерининский дворец через объектив фотоаппарата. Но с экскурсией, наконец, взглянули на это место по-другому. Узнали о быте российских императоров, о детстве Пушкина. В Царском селе мы были на двух видах экскурсий: автобусной групповой и индивидуальной. А еще несколько раз приезжали в Пушкин из Питера самостоятельно, просто погулять. Расскажем о плюсах и минусах.

Самостоятельно

Гулять в Царском селе без экскурсии очень здорово, если вы не слишком интересуетесь историей и для вас музей-заповедник – не больше чем парк с красивыми постройками и ландшафтами. Или вы просто хотите сделать много красивых фото. А еще этот вариант подходит тем, кто любит разбираться во всем сам: вам все понравится, если не поленитесь почитать информацию или взять путеводитель (аудиогид) и ходить с ним. Хорош самостоятельный тур и для тех, кто приезжает в Царское село уже не в первый раз и хочет просто погулять по парку, заглянуть в музеи.

Из минусов: в путеводителях не пишут многое из того, о чем рассказывают экскурсоводы. А ведь это самое интересное! Кроме того, нужно самим разбираться, куда идти, чтобы ничего не упустить. С картой ходить не всегда удобно, дорожки похожи друг на друга.

Автобусный тур

Плюсов много. Главный – трансфер из СПб до Пушкина в групповой тур почти всегда включен. По пути гид не молчит, рассказывает кое-что любопытное. Из окна вы посмотрите на современный Пушкин. Дальше – приоритетный вход. Организованные группы никогда не стоят в «километровых» очередях, как остальные туристы.

Во время экскурсии вам покажут все самое главное в Царском селе. Вы не упустите достопримечательности, о которых мы написали выше. Сделаете красивые фотографии. Гида хорошо слышно, рассказывает он интересно. Автобусная экскурсия в Пушкин хороша даже зимой.

Из минусов – маловато времени на прогулку по парку: автобус поедет обратно в Питер после окончания экскурсии. А еще в любой группе всегда есть хотя бы один «опоздун», которого ждет весь автобус.

Индивидуальная экскурсия

Именно у таких поездок в Пушкин всегда было больше всего позитивных отзывов – теперь мы поняли, почему. Гид рассказывает очень интересно, а вы можете спрашивать его о чем угодно. Экскурсия по Царскому селу проходит в вашем темпе: любите ходить быстро – пожалуйста, предпочитаете присесть на лавочку во время рассказа – тоже без проблем. Все детали можно согласовать с гидом заранее или подстроиться по ходу экскурсии.

Один минус: цена выше, чем у автобусного тура. Хотя если идти небольшой компанией или семьей, то получается очень даже неплохо. Трансфер из Петербурга может быть включен или нет – по-разному. Но тут есть и огромный плюс: после экскурсии можно остаться гулять по Царскому селу самостоятельно, пообедать, а затем исходить дорожки парков вдоль и поперек.

От себя можем посоветовать:

  • тур с отличными отзывами для 1-5 человек;
  • одна из самых популярных экскурсий в Царском селе с десятками отзывов довольных туристов;
  • интересную прогулку с фотосессией.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector